112 страниц про ПАРИЖ

Пл. Сен-Мишель — церковь Сен-Северин — Отель Клюни — Сорбонна — Пантеон — церковь Сен-Этьенн-дю-Мон — Валь-де-Грас — церковь Сен-Медар — улица Муфтар — Арены Лютеции — Ботанический сад — Парижская мечеть. Начало: м. Saint-Michel, RER Saint-Michel Notre Dame Латинский квартал не похож на другие парижские районы. Это царство студентов — здесь находится Сорбонна, все ближайшие кафе, открытые до поздней ночи, полны молодежи, по всему Латинскому кварталу рассеяно великое множество больших и маленьких книжных и музыкальных магазинов. Студенческим этот район стал еще в XIII в., когда университет перевели с острова Сите на Левый берег. Наша прогулка начинается от пл. Сен-Мишель (pl. Saint-Michel), на которой всегда полно народу — парижане любят назначать здесь встречи. В центре площади находится фонтан, украшенный бронзовой скульптурной группой «Св. Михаил, повергающий дракона» (1860). Он очень красив в хорошую погоду, когда солнечные лучи переливаются в струях воды всеми цветами радуги. На юг от площади идет бульв. Сен-Мишель (blvd Saint-Michel), ласково называемый парижанами «Бульмиш», — главная магистраль квартала. Это своеобразный калейдоскоп, где кафе чередуются с книжными лавочками, а ночные клубы — с кинозалами. Неподалеку от площади находится церковь Сен-Северин (Saint-Severin, rue des Pretres Saint-Severin, 1, пн-сб 11.00-19.30, вс 9.00-20.30). В VI в. на ее месте стояла часовня, которую разрушили норманны, а возведенный здесь в XI в. храм долгое время был единственным приходским храмом на левом берегу Сены. Церковь носит имя монаха, известного тем, что он уговорил внука короля Хлодвига принять постриг. С XIII по XVI вв. церковь претерпевала реконструкции, в результате которых от первоначальной постройки осталась только колокольня. Нынешний портал (XIII) перенесен сюда в середине XIX в. из разрушенной примерно в то же время церкви Сен-Пьеро-Беф. В интерьере интересны витражи XV в. и старинный орган, украшенный резьбой. В церкви хорошая акустика, здесь проводятся концерты органной музыки. Вдоль южного фасада церкви протянулся уютный пышный сад; между тем когда-то на его месте находилось кладбище — кое-где еще сохранились древние надгробия. Восточнее расположена еще одна церковь — Сен-Жюльен-ле-Повр (Saint-Julien-le-Pauvre, rue Saint-Julien-le-Pauvre, 1, ежедн. 9.30-11.30, 15.00-18.00). Это одна из самых старинных церквей в городе. На ее месте когда-то стояла часовня, затем здесь находилось аббатство, пережившее не один набег норманнов и не один студенческий бунт, но не уцелевшее во время французской революции. Церковь, которую мы видим сейчас, строилась примерно в то же время, что и собор Парижской Богоматери — с 1165 по 1220 гг. После возникновения университета она стала приходской церковью Сорбонны: здесь проводились университетские собрания. После того как в 1524 г. студенты, недовольные результатами выборов ректората, разгромили церковь, монахи потребовали отменить студенческие собрания в аббатстве. К XVII в. церковь пришлось буквально отстроить заново; тогда она приобрела нынешний элегантный фасад. В годы французской революции аббатство разрушили, а церковь приспособили под склад. Службы в ней возобновились только спустя столетие — в 1889 г. Перед церковью раскинулся сквер Рене Вивиани (sq. Rene Viviani), где растет самое старое в Париже дерево. На юге России такие деревья называют белой акацией, но правильно его название — робиния. Из сквера открывается красивый вид на восточную часть церкви Сен-Северин и собор Нотр-Дам. Обратите внимание также на один из немногих сохранившихся в городе фахверковых домов (к югу от фасада). Одно из его окон украшает средневековая деревянная фигурка. К югу от церкви Сен-Северин располагается отель Клюни, который занимает Музей средневекового искусства Клюни (Musée du Moyen age). Это древнее здание называют еще средневековыми термами. Во II-III вв. на этом месте действительно были общественные бани (по-гречески «thermos»). Позже их разрушили, однако руины сохранились до наших дней. Значительно позже эта территория стала собственностью аббатства Клюни в Бургундии, и в XV в. аббат Жак д’Амбуаз велел построить здесь гостиницу для монахов, приезжавших в столицу. Во время революции здание перешло в руки государства, став на основе декрета «народным достоянием». В XIX в. здание выкупил коллекционер А. де Соммерар, собиравший предметы искусства и быта средневековья. После его смерти в 1842 г. особняком и коллекциями снова завладело государство, и немногим позже здесь открылся Музей средневекового искусства с богатейшей экспозицией, включающей различные предметы: одежду и украшения, майолику, оружие, статуи, гобелены, византийские ткани и витражи. За старинным живописным зданием отеля Клюни начинается ул. Эколь (rue des Ecoles). Большое здание, протянувшееся вдоль ул. Сен-Жак (rue Saint Jacques) принадлежит Сорбонне — самому старому университету Франции. Он существует уже 7 столетий. Духовник Людовика IX Робер де Сорбон основал в 1253 г. коллеж, в котором студенты из небогатых семей могли изучать теологию. Преподавание шло на латыни, и с тех пор этот квартал называется Латинским. Со временем коллеж стал теологическим факультетом. К XVII в. здания, предоставленные коллежу еще Людовиком IX, обветшали, и директор коллежа кардинал Ришелье провел капитальную реконструкцию, а в конце XIX в. университет снова перестроили и расширили, так что современные студенты имеют возможность заниматься в больших светлых аудиториях, конференц-залах, лабораториях и библиотеках. Чуть южнее, со стороны бульвара Сен-Мишель, находится пл. Сорбонны (pl. de la Sorbonne). На нее выходит фасад церкви Сорбонны — единственного старинного университетского здания, сохранившегося до наших дней. Церковь построил арх. Лемерсье в 1635-1642 гг. В ней находится могила кардинала Ришелье; надгробие из белого мрамора изготовил скульптор Жирардон в 1694 г. Церковь открыта только в дни проведения выставок. За зданием Сорбонны располагается лицей Луи-ле-Гран (Louis le Grand), в котором учились Ж.-Б. Мольер, Виктор Гюго, Жорж Помпиду. Франциск I основал лицей в 1530 г., и назывался он тогда Коллежем королевских чтецов. Это было бесплатное учебное заведение, причем более прогрессивное, нежели Сорбонна. На стене здания сохранилась надпись на латыни: «Docet omnia», что означает «Учить всему». К югу от лицея располагается пл. Пантеон (pl. du Panteon). Холм, на котором она расположена, носит имя покровительницы города Св. Женевьевы, которая в IV в. спасла Париж от нашествия гуннов. В 1789 г. Людовик XV, чудом исцелившийся от тяжелой болезни, построил на этом месте церковь, посвященную Женевьеве. Но действовала эта церковь недолго: во время революции ее превратили в Пантеон (Panteon, апр.—сент. 9.30-18.30, окт.—март 10.00-18.15 (касса закр. за 45 мин.). Закр. 1 янв., 1 мая, 11 нояб., 25 дек.) — место захоронения великих людей Франции. О Св. Женевьеве здесь напоминают только росписи, иллюстрирующие сцены из ее жизни. Крипта под бывшей церковью хранит прах многих знаменитых французов — В. Гюго, Э. Золя, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, П. и М. Кюри. В сводчатых коридорах склепа размещены портреты усопших и их краткие биографии. Самое интересное захоронение — Ж.-Ж. Руссо: оно представляет собой деревянный саркофаг, на торце которого изображена приоткрытая дверца, откуда высовывается рука с горящим факелом. Под куполом Пантеона висит копия маятника Фуко, при помощи которого великий физик продемонстрировал, что Земля вращается. Сам купол сконструирован по образцу купола собора Св. Павла в Лондоне. С его галереи, куда ведут 425 ступеней, открывается панорама Парижа. Рядом с Пантеоном стоит громада лицея Генриха IV (Lycee Henri IV), престижного учебного заведения. К северу от него находится одна из самых необычных парижских церквей — Сен-Этьен-дю-Мон (St.-Etienne du Mont, pl. Sainte Genevieve, пн-пт 8.00-12.00, 14.30-19.30, праздн. 12.00-16.00, июль-авг. ежедн.), поражающая тончайшей каменной резьбой. Строительство храма, где хранятся мощи Св. Женевьевы, велось полтора века (1492-1622), поэтому в облике церкви перемешались элементы нескольких архитектурных стилей — готики, ренессанса и барокко. В интерьере сохранились великолепные витражи XVI-XVII вв. Хор украшен навесной галереей-переходом (амвоном), на которую ведут винтовые лестницы из белого камня, украшенные ажурной резьбой. Подобной конструкции нет больше ни в одной из парижских церквей. К югу от Пантеона находится прекрасный архитектурный комплекс Валь-де-Грас (Val de Grace). Попасть туда можно, двигаясь по ул. Сен-Жак (rue Saint-Jacques). В VIII в. здесь находилось имение Валуа. Позднее оно было конфисковано, и в 1621 г. королева Анна Австрийская поселила в этом имении монахов из монастыря, который назывался Валь-де-Грас. Тогда же королева дала обет построить здесь церковь, если Бог пошлет ей ребенка. В 1645 г. ее семилетний сын, будущий король Людовик XIV в., собственноручно заложил первый камень в основание церкви. В середине XVII в. на этом месте уже высился монастырь, который в XVIII в. преобразовали в военный госпиталь. Век спустя к нему присоединили военно-медицинскую школу, которую окончили многие известные французские врачи. Сегодня в бывшем здании монастыря размещается музей, посвященный истории военной медицины, а рядом возведено новое здание, в котором разместился госпиталь. В 1997 г. в этом госпитале скончался Булат Окуджава. Церковь Валь-де-Грас великолепно сохранилась. Ее купол создан по образцу купола собора Св. Петра в Риме; фасад также выполнен в итальянских традициях. Церковь славится богатым внутренним убранством: интерьер украшают статуи, вазы, медальоны, росписи. Самая знаменитая фреска украшает купол: это работа Пьера Миньяра «Слава блаженным» (1663), на ней изображено более 200 персонажей (вт, ср, сб, вс 12.00-18.00). К востоку от комплекса Валь-де-Грас, на ул. Муфтар (rue Moufftard) стоит маленькая церквушка Сен-Медар (Saint-Medard, вт-сб 8.30-12.00, 14.30-19.00, пн 14.30-19.00, вс 16.00-19.00). Она названа в честь советника династии Меровингских королей Св. Медара. Строительство церкви началось в XV в., а закончилось только в 1655 г. Она прославилась, когда на церковном кладбище после смерти одного из приверженцев янсенизма (религиозное течение, распространенное среди части европейской буржуазии в XVII-XVIII вв.) начали происходить чудеса: на одной из могил излечивались безнадежно больные. Иногда на кладбище случались приступы массовой истерии. В 1732 г. кладбище закрыли, и кто-то вывел на воротах: «Повелением Короля Богу запрещается являть чудеса на этом месте». В самой церкви сохранилось множество произведений искусства. На север от церкви протянулась одна из самых древних улиц Парижа — пешеходная ул. Муфтар. Она проложена на месте старой римской дороги, которая в незапамятные времена связывала Лютецию и Рим. Здесь сохранились дома XVI-XVIII в. а кое-где даже целы старинные вывески: к примеру, вывеска на доме № 122 появилась еще при Генрихе IV. На ней написано: «Bonne Source» («Добрый источник»). Знаменита улица и своими рынками под открытым небом. Здесь каждый день торгуют свежими овощами и фруктами, сырами и медом, часто выступают музыканты, и на каждом шагу встречаются греческие ресторанчики и кафе. Рынок вт-вс 8.00-13.00. Улица приводит к пл. Контрэскарп (pl. de la Contrescarpe), появившейся в 1852 г. Ее название восходит к XI-XII вв.: так называлась насыпь, тянувшаяся вдоль укреплений, построенных Филиппом-Августом. Мемориальная табличка на доме № 1 гласит, что в XVI в. здесь располагалось кабаре, в котором частенько бывал Франсуа Рабле. К востоку от площади, на ул. Монж (rue Monge) сохранились арены галло-римского цирка I-II вв. арены Лютеции (arenes de Lutece). Арены были рассчитаны на 15 тыс. человек и, судя по наличию сцены, предназначались не только для цирковых, но и для театральных представлений. В III в. арены были сильно разрушены, и часть камней использовалась при укреплении острова Сите. Остатки арен обнаружили в 1869 г. при прокладке дороги, и Виктор Гюго возглавил кампанию по их восстановлению. Реставрация закончилась лишь в начале XX в. Сейчас арены — одно из самых удобных мест для прогулок с детьми и подвижных игр. Рядом располагается современное здание Института Арабского мира (Institut de Mond Arabe), построенное в 1980 г. по проекту французского архитектора Ж. Нувеля. Вход в него с ул. Фоссе Сен-Бернар (rue des Fossees Saint-Bernard), однако наибольший интерес представляет южная стена здания, выходящая во внутренний двор со стороны ул. Кювье (rue Cuvier), к востоку от Арен. Стену покрывают металлические панно, стилизованные под деревянные решетки, которые устанавливают на окна в арабских странах. Каждое из этих панно представляет собой 21-лепестковую диафрагму, которая сжимается или расширяется в зависимости от яркости света, создавая тем самым неповторимую игру света и тени внутри помещения. На 10-м этаже института находится чайный салон, из окон которого открывается красивый вид на Париж, а на 7-м — Музей исламского искусства IX-XIX вв., в котором хранятся изделия из стекла и керамики, скульптуры, ковры и коллекция астролябий (вт-вс 10.00-18.00). К востоку от здания института улица Кювье упирается в набережную Сен-Бернар (quai Saint-Bernard). В XVII в. здесь любили купаться нудисты, однако возмущению общественности не было предела. Нудистов прогнали, но зеленый берег по-прежнему манил любителей полежать на травке около реки. В 1975 г. здесь открыли сад, назвали его именем корсиканского певца Тино Росси (Jardin Tino Rossi) и установили в нем скульптуры. Теперь этот сад известен как Музей под открытым небом. К западу от Института арабского мира улица Кювье пересекается с улицей Жоффруа Сен-Илэр (rue Geoffroy Saint-Hilair). К югу от этого перекрестка стоит Парижская мечеть (Mosquée de Paris, бесплатные экскурсии пн-чт, сб, вс 9.00-12.00, 14.00-18.00. Закр. пт и в дни мусульманских праздн.). Это своеобразный восточный островок среди европейского города. Здесь, помимо молитвенного зала, оформленного в североафриканском стиле, есть турецкие бани, в которые мужчины и женщины допускаются в разные дни, а также сувенирная лавочка и чайный салон. На углу двух вышеупомянутых улиц находится вход в Ботанический сад (Jardin des Plantes). Этот сад создали в 1626 г. два личных лекаря Людовика XIII, чтобы разводить в нем лекарственные травы. В то время он так и назывался: «Королевский сад медицинских трав». Спустя два десятилетия сад открыли для публики. Позже здесь проводили научные эксперименты известные ботаники, именами которых названы окрестные улицы. Своего расцвета Ботанический сад достиг в период между 1739 и 1788 годами, когда его управляющим был Ж. Бюффон, автор 36-томной «Естественной истории». Он увеличил территорию сада, создал в нем аллеи, лабиринты, а также галерею естественной истории. Заслуги Бюффона были отмечены: еще при жизни соотечественники поставили ему памятник. Музеем естественной истории (Museum d’Histoire Naturelle) Ботанический сад стал называться в период французской революции. С 1793 г. это научно-исследовательское и учебное заведение. Территория Ботанического сада разделена широкими аллеями и украшена цветниками. Здесь находится Школа ботаники, благодаря деятельности которой сад хранит более 10000 растений. Кроме того, в саду размещаются тематические сады (см. Музей Естественной истории). Главная достопримечательность сада — Ливанский кедр, посаженный в 1734 г. Дерево такое высокое, что его широкая крона буквально упирается в небо. На территории сада есть зверинец — первый общественный зоопарк во Франции, открытый в конце XVIII в. Сегодня он служит педагогическим целям, чтобы дети могли вблизи понаблюдать за животными. Ботанический сад 9.00-18.00, зимой до 17.00. Вход свободный. Париж под микроскопом